22-08-2023 23:20 the_Dark_One » 2022, ноябрь, Мексика. Часть 8: Пуэбла.
В незапамятные времена (доколумбову эпоху), между городами-государствами Мезоамерики устраивались так называемые Цветочные войны (аст. xochiyaoyotl, от xochitl цветок и yaoyotl война) — ритуальные битвы, проходившими по предварительной договорённости в установленное время в означенном месте. Целью их было пополнение пула пленников, приносимых в жертву жестоким богам, дабы Солнце продолжало всходить, а Луна по-эммериховски драматично не упала на землю. Цветочные войны проходили между ацтекскими городами Тройственного союза (Теночтитланом, Тлакопаном, Тескоко) против городов майя долины Пуэбла (Тласкала, Уэшоцинко и Чолула (Чололлан)). Ряд источников указывал, что сражения должны были повторяться раз в четыре месяца. Города сражались попарно, по очереди. Бои проходили в одном и том же месте. Противники не стремились захватить территорию, а в экстренных случаях битва прекращалась, и они могли оказать друг другу помощь. Подобные столкновения происходили по договорённости как между противниками в эпоху мира, так и между союзными или вассальными городами, потому что жертвы нужны были всегда. Вот это понимаю, цивилизованные войны — не то, что сейчас. Ну, за исключением вырывания сердец пленным.

Почему я вспомнил о ритуальных войнах? Город, куда мы попали после Мехико, называется Эройка-Пуэ́бла-де-Сараго́са (Героическое Поселение Сарагосы) или просто Пуэбла. Являясь столицей одноимённой провинции (Пуэбла), он сам по себе относительно новый: до открытия Америки европейцами, именно на его территории и находилось поле битвы, где сражались меж собой города-государства. И никто здесь конечно не жил. В середине 16го века на этом месте была основана фактория — укреплённый и охраняемый торговый пост на полпути из прибрежного Веракруза в Мехико, между которыми почти полтысячи километров. Она и дала начало городку, полностью спроектированному испанцами. По легенде, сам Кортес отправил своего человека искать место под опорную точку, и посыльному на одном из привалов во время сна явились ангелы Господни и указали, где и как её строить. Собственно, первое название городка было Пуэ́бла-де-лос-А́нхелес (исп. Puebla de los Ángeles), сохранившееся и по сей день в обиходе как Анхело́полис (исп. Angelópolis, «город ангелов»). Место отличное выбрано: вокруг несколько вулканов, а один даже посреди города, самый маленький в мире, высотой всего в 13 метров. Сейчас в мексиканском лосанжелесе проживает полтора миллиона человек.

Ну и ещё немного истории. Первая встреча с европейцами, Кортес, захват Мексики. Её я потырил из чужого очень хорошего обзора, что выделяю курсивом.
ЛОНГРИД ПОД КАТ.

---------------
Начиналось покорение Мексики так. В августе 1502 года Кристофор Колумб, во время своего последнего исторического плавания, приказал бросить якоря своих кораблей возле острова Гуанаха в Гондурасском заливе. Однажды утром, после восхода солнца, испанцы с изумлением увидели огромное каноэ с командой в 25 человек и пассажирами. Каноэ забито было товарами: одеждой из хлопка, медными топорами, дубинками, глиняной посудой, деревянными и каменными барельефам, колокольчиками, а также обсидиановыми ножами. Команда сопротивления не оказала, испанцы обшарили судно и, забрав одежду из хлопка и часть товаров в качестве сувениров, отпустили каноэ с миром, оставив у себя лишь старика-лоцмана, которого потом высадили на гондурасском берегу. Это была первая встреча двух цивилизаций – европейской и американской, если не считать полудиких индейцев Кубы и Эспаньолы (Гаити), обреченных на вымирание. Хозяин каноэ, кстати говоря, утверждал, что прибыл из страны «Майам». Так испанцы познакомились с майя. Сам Колумб не придал этому эпизоду никакого значения, но часто рассказывал про случай этот в качестве анекдота.

Примерно через 9 лет, когда испанцы окончательно утвердились в Карибском море и главной опорой своей экспансии сделали Гавану, они вновь столкнулись с майя, но при совершенно других обстоятельствах. В 1511 году возле Ямайки затонул испанский корабль, шедший из Дарьена (Панама) на Эспаньолу. На корабле находился официальный представитель испанской короны по фамилии Вальдивия. При кораблекрушении ему и еще 18 матросам удалось спастись на шлюпке. Две недели шлюпку мотало по морю, пока не прибило к берегам Юкатана. Ко времени высадки в живых осталось 11 человек, в том числе и Вальдивия. Их майя взяли в плен. Вальдивию (наверняка не по делу выступавшего) и еще четверых принесли в жертву богам (попросту сожрав), остальных посадили в клетку (в качестве запаса для новых жертвоприношений). Понятное дело, что испанцам вовсе не улыбалось изображать из себя свиней и они (сломав клетку) сбежали, но попали в рабство к другому вождю, враждовавшему с первым. В конечном итоге выжили двое: Херонимо де Агиляр (священник, образованный человек) и Гонсало Гереро (простой моряк). Агиляр был в ужасе от жертвоприношений, практиковавшихся майя и образ жизни их не принял. Гереро же, напротив, породнился с местным правителем, женившись на его дочери, а двое детей Гереро стали первыми метисами (то есть мексиканцами). Более того, позднее Гереро возглавил сопротивление майя испанским завоевателям. Много лет спустя, в 1535 году, во время нападения майя на испанцев, обосновавшихся в Гондурасе, нашли тело белого человека, погибшего в бою. Его спутанные волосы, полностью татуированное тело, кольца в ушах, носу и губах не оставляли сомнения, что это останки Гереро. После революции в Мексике Гонсало Гереро стали считать одним из основателей мексиканской нации, а его детей – первыми мексиканцами.

В 1517 году последовала масштабная экспедиция на трех кораблях под руководством Франциско Эрнандеса де Кордоба. Целью экспедиции было найти замену индейцам-рабам, стремительно вымиравшим на Кубе. Эскадра (заблудившись) сделала остановку на небольшом острове возле северного побережья Юкатана, близ нынешнего Канкуна. На острове никто не жил, зато испанцы обнаружили храм, в котором нашли множество изображений богини Иш-Чель (у майя богиня Луны, покровительница медицины, деторождения и ткачества; в жертву ей приносили красивых молодых девушек), в том числе серебряных и золотых. Пораженные испанцы назвали остров Исла-Мухерес (то есть остров Женщин). Двинувшись вдоль побережья Юкатана на запад, испанцы попытались высадиться вновь и им разрешили набрать воды. При третьей высадке испанцев обстреляли отравленными стрелами и они понесли столь тяжелые потери (несмотря на превосходство в вооружении), что вынуждены были вернуться на Кубу – раны зализывать.

Обо всем происшедшем доложили губернатору Кубы, Диего Веласкесу де Куэльяру. Де Кордоба вскоре умер от ран, но перед смертью успел рассказать о несметных сокровищах, сосредоточенных в открытых им землях. В воздухе запахло золотом – это решило все. Никакого золота и серебра на Юкатане (на самом деле) не имеется вовсе (и никогда не было) по той простой причине, что полуостров представляет из себя известняковую платформу, поднявшуюся из моря. Золото и серебро юкатанские майя у других индейцев выторговывали.

На следующий год снарядили новую экспедицию, побольше. Руководил ею Хуан де Грихальва, племянник Диего Веласкеса. Учитывая печальный опыт несчастного де Кордобы, испанцы решили действовать помягче и запаслись дешевыми стеклянными бусами. Обогнув Юкатан и убедившись, что это – не остров, испанцы установили доброжелательные отношения с майя и принялись менять бусы на еду и золото. Когда бусы закончились, испанцы двинулись вдоль побережья на запад. В районе современного порта Веракрус наперерез каравеллам пустились каноэ с важными людьми, увешанными драгоценностями и украшенными перьями. Это были ацтеки, посланцы императора Монтесумы. Ацтеки пригласили испанцев на берег, где угостили их индюшатиной и фруктами. Переводчика у де Грихальвы не было, но понять, что где-то там, где заходит Солнце, находится огромная империя, он сумел.

В следующем, 1519 году, взошла (наконец) звезда Эрнана Кортеса, достигшего (к тому времени) в Новом Свете уже немало. В возрасте 17 лет Кортес, пользуясь тем, что дальний родственник его отца, Николас де Овандо, назначен был губернатором Эспаньолы, собрался было в Новый Свет вместе с ним, однако буквально накануне отплытия, в связи с неожиданным возвращением в дом мужа дамы его сердца, Кортес (спасая честь дамы) вынужден был покинуть её будуар, спрыгнув с третьего этажа и сломав при этом ногу. Так что отплытие на год отложить пришлось. И не потому, что нога срасталась медленно – просто следующего каравана ждал. Бабник, конечно, тот еще был. Впрочем, жили тогда скучно (Интернета не было): женщины, вино и золото – что еще способному и сообразительному идальго оставалось?

Кортес (троюродный брат завоевателя Перу Франсиско Писарро) был непосредственным вдохновителем и организатором 3-й, самой успешной экспедиции. Достаточно сказать, что губернатор Кубы для экспедиции обязывался снарядить 3 корабля из одиннадцати, в ней участвовавших. Снаряжение остальных кораблей, а также продовольствие для всей экспедиции обязался обеспечить Кортес, для чего продал все свои имения, рабов, да еще и в долги залез по уши. Между тем, к ноябрю 1518 года отношения Кортеса и Веласкеса сильно ухудшились. Кортес обязан был (согласно письменному обязательству) жениться на свояченице Веласкеса Каталине Хуарес Маркайда: жениться на ней он не хотел, но пришлось. К тому же Кортес был не сдержан на язык и поносил Веласкеса на каждом углу. Кончилось все это тем, что Веласкес в сердцах запретил экспедицию и отказался выдать Кортесу корабельный флаг. Но не тут то было. Разъяренный Кортес ворвался в церковь и сорвал полотно с изображением Девы Марии, чтобы повесить его на мачте вместо флага. В ночь с 17 на 18 ноября эскадра Кортеса Кубу покинула.

Первую остановку эскадра совершила на острове (уже знакомом испанцам) Косумель близ Юкатана. Кортес запретил обижать индейцев, а местные майя приняли его за Кетцалькоатля. Они то и рассказали о двух испанцах, живущих у майя. Кортес через индейцев послал обоим записку с просьбой присоединиться к экспедиции. Записка опоздала, хотя в случае с Гереро это и не имело значения – тот все равно отказался. А вот Агиляр согласился, да и майя его отпустили. К счастью, Кортес припозднился с отплытием из-за начавшегося шторма и Агиляр на встречу успел. В лице Агиляра Кортес получил одного из самых ценных членов экспедиции – переводчика. За годы после кораблекрушения Агиляр выучил один из диалектов майя, а их более 30. К тому времени Кортес уже знал про страну Мешико (отсюда и название Мехико), то есть ацтеков, а также про то, что там полно золота. Больее всего на свете Агиляр (натерпевшись среди майя) мечтал вернуться в Испанию, но Кортес посоветовал ему потерпеть еще капельку.

Когда экспедиция высадилась в районе нынешнего порта Веракрус, на нее напали местные индейцы, но были разбиты, а их военачальгики попали в плен. Вожди индейцев в качестве компенсации за причиненный ущерб подарили испанцам (помимо золота и продовольствия) 20 женщин, среди которых была Малинче, нареченная испанцами Мариной. Малинче ныне в Мексике аналогом нашего Павлика Морозова считается, появился даже термин «малинчизмо», означающий предательство Родины. Однако полулегендарная биография (до встречи с Кортесом) Малинче не дает повода для нежных чувств (с ее стороны) к соплеменникам. Отец Малинче был ацтекским военачальником, погибшим в бою. Мать ее вышла замуж повторно и родила сына. По закону наследство отца принадлежало дочери, но тут случилась эпидемия и умерла дочь служанки, которую мать Малинче выдала за свою дочь, а саму Малинче продала торговцам, отправившимся на Юкатан. Вместе Агильяр и Малинче прекрасно справлялись с переводом. Агильяр переводил с испанского на язык майя, а Малинче (знавшая язык майя) с майя на язык ацтеков – науатль. За год Малинче выучила испанский и говорила на нем без акцента, после чего Агиляра отпустили в Испанию.

Пока Кортес готовился к походу, его навестил местный ацтекский наместник. Кортес отправил Монтесуме подарки, в том числе и стальной шлем с позолотой, который ацтеки сочли очень похожим на головной убор бога войны Уицилопочтли. Через неделю наместник вернулся и привез ответные дары, в том числе изображения Луны и Солнца из золота и серебра. Через пару дней после повторного отъезда наместника к Кортесу явилась делегация тотанаков из Семпоалы, порабощенных ацтеками, и предложила военный союз против ацтеков. Тотанаки Кортеса тоже за Кетцалькоатля приняли, а Малинче объяснила Кортесу, что тотанаки ацтеков ненавидят. Прибыв в Семпоалу, Кортес уговорил вождя тотанаков выделить ему хотя бы 1300 воинов. Дело в том, что у Кортеса было всего около 400 солдат, остальных 100 он на Юкатане оставил. А население Теночтитлана составляло 250 тысяч человек, из них 50 тысяч воинов (как минимум). Население Лондона в это время (для сравнения) – 5о тысяч человек, Севильи – 30 тысяч.

26 июля 1519 года Кортес распорядился затопить все суда в гавани Веракруса и стал готовиться к походу. В Веракрусе он оставил гарнизон – горстку людей под началом Франциско де Монтехо. Первым на пути экспедиционного корпуса оказалось горное княжество Тласкала (Тлашкала), враждовавшее с ацтеками. Возле Чолулы (близ нынешней Пуэблы) тлашкаланцы ночью напали на испанцев, но днем на базаре Малинче подслушала новость о предстоящем штурме и испанцы встретили индейцев с оружием в руках, устроив настоящую резню: погибло около 6 тысяч человек. Кортес после этого обязал тлашкаланцев выделить ему 10 тысяч воинов, с которыми (плюс тотанаки) 9 ноября 1519 года вошел в Теночтитлан. Монтесума выслал навстречу испанцам такую огромную армию, что Кортес попритих и сообщил правителю ацтеков, что испанский король Карл V послал его для заключения торгового союза. Испанцев поселили в одном из дворцов Монтесумы, набитом (как и все прочие дворцы) сокровищами. При виде их испанцы окончательно головами повредились и решили действовать. Монтесума II к Кортесу относился доброжелательно. Они даже вместе на вершину Темпло-Майор поднимались. Настоящей драгоценностью индейцы считали нефрит, а золото – так, декоративный металл, не более. Монтесума дарил Кортесу множество золотых изделий – видел, что тому золото нравится.
-Зачем испанцам золото? –как-то поинтересовался Монтесума у Кортеса.- Да еще в таком количестве?
-У нас у всех сердца больные, а золото лечит, - вывернулся Кортес.

Когда Кортесу пришло известие, что на основанный им Веракрус напали ацтеки, Кортес захватил Монтесуму в заложники. И тут приходит известие, что старый недруг Кортеса губернатор Кубы Диего Веласкес послал в Мексику карательную экспедицию (900 с лишним человек) под командованием Панфило де Наэрваса с целью наказать Кортеса за своевольство и за то, что тот не зачитывал на захваченных землях рекременто (документ, объявляющий завоеванные земли собственностью испанской короны). Оставив 80 испанцев под началом лейтенанта Педро де Альварадо (одного из 16 конных рыцарей экспедиции) охранять Монтесуму, Кортес с золотом поспешил навстречу карателям и переманил их на свою сторону, а Наэрваса упрятал в тюрьму Веракруса. Пока Кортес занимался дипломатией, Альварадо устроил в Теночтитлане резню. Во время ежегодного религиозного праздника в честь Уицилопочтли ацтеки планировали принести в жертву 10 тысяч человек. Испанцы испугались и начали стрелять. Ацтеки рассвирепели и бросились в погоню, но испанцы заперлись в своей резиденции, прикрываясь Монтесумой. К тому времени вернулся Кортес со всеми имеющимися в наличие силами, а было их немного (тысячи полторы испанцев и пара тысяч тлашкаланцев). Монтесуму вывели на балкон, чтобы тот успокоил своих подданных. Одного не учли испанцы: ацтеки давно поняли, что Монтесума – не более чем игрушка в испанских руках и выбрали нового правителя из правящей семьи, Куитлауака. Балкон забросали камнями, один из них попал Монтесуме в висок и тот помер (версия Кортеса). По индейской версии, Монтесуму задушил сам Кортес во время пыток. Случилось это 25 июня 1520 года, а ночь на 1 июля того же года вошла в историю как «Ночь печали».

Восставшие ацтеки вознамерились уничтожить испанцев и их союзников поголовно. Им это почти удалось: индейцы гнали испанцев по всем мостам, воды озера Тескоко окрасились кровью. Испанцы в тяжелых доспехах падали с мостов и тонули; ацтеки, следуя за выжившими на боевых каноэ, обстреливали испанцев ядовитыми стрелами. Союзники Кортеса, индейцы, разбежались кто куда. Выжило 60 испанцев (все раненые), хотя Кортес позднее утверждал, что – 300. Испанцы бросили всю артиллерию и все золото, награбленное в Теночтитлане. Арьергардом при отступлении командовал все тот же Педро де Альварадо, прославившийся тем, что (спасаясь от индейцев) воспользовался копьем в качестве шеста для прыжка в высоту. Жить захочешь – спортсменом (поневоле) станешь.

Измученные испанцы, отбиваясь по дороге от ацтеков, добрались до Тласкалы. Тотанаки и тлашкаланцы остались верны испанцам. Между прочим, одним из условий союзного договора Тласкалы и испанцев было то, что Тласкала навеки вечные освобождалась от дани Испании. И Тласкала (вплоть до обретения Мексикой независимости) никаких налогов в испанскую королевскую казну не платила – испанцы слово сдержали. Кортес начал собирать силы для нового штурма Теночтитлана. Учитывая, что город расположен был на озере, Кортес приказал изготовить 13 штурмовых бригантин на веслах, на носу каждой из которых была установлена пушка. Кортес уговорил старых союзников и привлек новых. Испанских солдат в распоряжении Кортеса было чуть более 700 человек, зато масса индейцев-союзников (150 тысяч, как минимум). Штурму Теночтитлана предшествовала эпидемия оспы, попавшая в Мексику вместе с чернокожим рабом Наэрваса, умершим в Семпоале. От нее погибло множество индейцев, в том числе и новоизбранный император ацтеков Куитлауак, процарствовавший менее трех месяцев. Новым императором избран был Куаутемок.

Штурм города начался 30 мая 1521 года, за месяц боев испанцы захватили окраины и им трижды удавалось добраться до центра города, но каждый раз их отбрасывали. Поняв, что штурм – дело хоть и кровопролитное, зато бессмысленное, испанцы приступили к правильной осаде (то есть стали ждать, пока защитники начнут умирать с голода), перекрыв для начала поступление воды по акведуку в город. Результаты были потрясающими: ацтеки помирали тысячами. 13 августа испанцы перехватили пирогу, на которой из Теночтитлана пытался скрыться Куаутемок. Его пытали при непосредственном участии Кортеса: дело в том, что золото, награбленное испанцами и потерянное ими в «Ночь печали», исчезло бесследно. Золото так и не нашли. Король приказал Кортесу Куаутемока не трогать и держать под арестом, но в конце концов Куаутемока (по приказу Кортеса) повесили.

С 1521 по 1528 год Кортес являлся никем и ничем не ограниченным властителем Мексики. В 1522 году король Карл V подписал указ о назначении его губернатором, генерал-капитаном, судебным исполнителем по гражданским и уголовным делам на всей территории и во всех провинциях Новой Испании. В том же году (в августе) в Мексику прибыла жена Кортеса Каталина Хуарес, но уже к ноябрю она ( к облегчению мужа) умерла. Года через три Кортес неожиданно для всех выдал свою наложницу (у Кортеса она не одна была) Марину Малинче замуж за своего сподвижника Хуана Харамильо, в нее влюбленного. У Малинче и Кортеса был сын Мартин, которого Кортес просил признать законным. Просьбу уважили. Кроме Мартина, у Кортеса еще два сына было, но со временем прямые его потомки умерли, не оставив наследников. В общем, род практически угас.

Кортес, памятуя о демографической катастрофе на Кубе и Эспаньоле, общины индейцев не тронул, поставив во главе их (вместо бывших вождей) испанцев. И указами ограничил рабочий день индейцев, запретив при этом труд женщин и детей до 12 лет, ввел обеденный перерыв и выходной день (воскресенье). В принципе (если бы Кортес захотел) он мог бы стать основателем нового государства, совершенно независимого от Испании. У испанского короля сил бы не нашлось, чтобы его одолеть. Но Кортес не захотел (или не решился просто). В 1528 году (в результате интриг при дворе) в Мексику прислали судебную коллегию (Аудиенсию) из 5 человек, которой поручено было заниматься управлением Новой Испании, Кортесу же оставили военную власть. Возмущенный Кортес отплыл в Испанию, покинул которую почти четверть века назад. Там его принял король, даровал титул маркиза дель Валье и земли в Новой Испании.

В 1529 году Кортес обвенчался с племянницей могущественного герцога Бехарского, Хуаной де Суньига. Хотя Кортес ее и не любил, но шестерых детей она ему родила. В 1530 году Кортес вернулся в Мексику, где в его отсутствие совершеннейший бардак творился и быстро навел порядок. Но 5 лет спустя в Мексику прибыл вице-король Антонио де Мендоса, назначенный Карлом V. Поначалу отношения Кортеса и вице-короля были дружескими, но постепенно они рассорились и в 1539 году Кортес решил вернуться в Испанию, дабы объясниться с королем. Король его принять не желал: к тому времени Кортес впал в немилость окончательно. Сохранился анекдот, согласно которому Кортесу удалось запрыгнуть на подножку королевской кареты.
-Кто Вы, сударь? –спросил возмущенный Карл V.
-Тот, кто подарил Вашему Величеству больше земель, чем Ваши предки Вам оставили, - не смутившись, ответил Кортес.

В 1541 году король Карл V собрался захватить Алжир. В экспедиции принял участие и Кортес (возможно, в попытке вернуть расположение короля), но она провалилась. Летом 1547 года Кортес решил вернуться в Мексику, которую в письме королю называл своим домом. К тому времени судебные процессы, против него затеянные, отняли практически все состояние Кортеса: богатейший некогда конкистадор даже залез в долги. В октябре того же года он заболел дизентерией и в ночь на 2 декабря 1547 года великий завоеватель в возрасте около 62 лет умер.

В завещании, удостоверенном севильским нотариусом, Кортес потребовал похоронить его в собственном поместье в Койоакане. Похоронили его (тем не менее) в Испании, а перевезли останки в Новую Мексику только 19 лет спустя. Перезахоранивали останки Кортеса не менее 8 раз. После обретения Мексикой независимости кости Кортеса даже сжечь собирались, но их (от греха подальше) спрятали. В 1946 году останки исследовали и обнаружили, что Кортес роста был ниже среднего, зато плотного сложения, зубы его поражены были кариесом. Кроме того (вероятно) Кортес болел сифилисом. Индейцы до сих пор с останками Кортеса расправиться жаждут. Потому их в 1980 году в очередной раз тайно перезахоронили и никто не знает – где именно. А восстания индейцев и сейчас не редкость.

(с) Анатолий Новак
---------------



Тонировал картинку слегонца по-голливудски. Все фотографии сегодняшней части обзора сделаны на мобилку и дрон, так что пофиг.

Мексика — страна бедная, и отъезжая от столицы это сразу чувствуешь по изменению внешнего вида улиц, жителей, марок и возраста автомобилей. Я между делом спросил у одного мексиканца о стоимости жилья в городе и тот ответил: на порядок меньше, чем в Мехико. При этом, Пуэбла — четвёртый по величине город страны, её культурная столица, здесь расположено 20 университетов и проживает множество прямых потомков европейских колонистов. Пуэбла вообще считается самым европейским городом Мексики и в войне за независимость он поддерживал Испанию до конца. С другой стороны, он же считается колыбелью мексиканской революции, случившейся в стране век спустя. Где культура, там и революции. Вообще, города Нового света, особенно старые латиноамериканские, очень похожи друг на дружку. Обязательно должен быть католический храм и площадь перед ним, а так же главная улица со старыми домами. Дальше начинаются жилые кварталы с домами поновее (и часто победнее), на окраинах трущобы и самая беднота. Один раз это увидев, дальше не удивляешься. Стандартная программа посещения потому: потусить на площади, зайти в храм, пройтись пешком по одной из примыкающих улиц. Ну а потом можно обедать или накидываться алкоголем.

Первым делом идём глядеть кафедральный собор, второй по величине в Мексике, увенченный точной копией купола ватиканского собора святого Петра. Кафедральный собор Пуэблы был возведен в период с 1557 по 1690 годы в причудливой манере, в которой угадываются элементы ренессансного и барочного архитектурных стилей. В 1649 году храм увидел прибывший в Пуэблу епископ Хуан де Палафокс-и-Мендоса. Чтобы ускорить строительство собора, у которого еще не было некоторых фасадов и башен, он освятил его. Возведение двух знаменитых башен храма заняло почти два столетия. Фундамент Северной башни заложили в начале XVII века. Она была закончена в 1678 году. Южная башня появилась через 90 лет после этого. Доминантой пышного интерьера кафедрального собора считается алтарь, созданный Мануэлем Тольсой в 1797 году. Кроме этого алтаря, называемого Царским, в соборе установлено еще 14 алтарей, расположенных в боковых часовнях. Росписями украшены не только стены храма, но и его купол. Над фресками на куполе работал живописец Кристобаль де Вильялпандо.


Не удержался и сделал фоточку с отражением собора. Чтоб понять масштабы водоёма, поглядите эту вот картинку, я омочил в нём ступни ног.
(И цвета картинки реальные, а не голливудщина эта!)


Дружбан Женя у ворот (не главных) площади перед собором.


Панорама фасада (по клику — крупнее).




Ангелы-хранители на страже периметра.




И вид сверху.




Внутри дорого-богато, мрамор, позолота, живопись. Красота!








А воротины какие!

Выходим из собора. Частая в европейских городах история — одинаковые фигурки, которые дают раскрашивать художникам, часто приехавших из разных стран мира. А потом выставляют всех вместе в качестве инсталляции, городского украшательства. В Мексике — посвящённые Дню Мёртвых скелетики.




Покидаем храм, идём по улочкам.








На глаза попадаются оставшиеся после Дня Мёртвых погребальные алтари — они будут стоять неделю после праздника, пока души усопших "гостят" у родных.




Заглядываем в магазинчики, прицениваемся к сувенирам.


Маска из оникса. Или обсидиана?


Сомбреро!


Мексиканец.

Ещё одна именитая достопримечательность - библиотека Палафоксиана, основана в 1646 году Хуаном-де-Палафокс-и-Мендоса, епископом Пуэблы. Он был большим любителем книг, показательно его высказывание: «Кто живёт без книг — тот в безутешной темноте, на горе без спутников, на пути без посоха, в темноте без поводыря». Была первой публичной библиотекой в колониальной Мексике, и иногда называется первой во всей Америке. Содержит более 41000 книг и рукописей, созданных с XV по XX век, в том числе 9 инкунабул — редчайших экземпляров, созданных в период с начала книгопечатания и до 1 января 1501 года. В 2005 году библиотека была включена в программу ЮНЕСКО "Память мира". 6 сентября 1646 Палафокс-и-Мендоса пожертвовал 5000 собственных экземпляров в Коллегию де-Сан-Хуан, которая была основана им — при условии, что книги будут доступны широкой публике. Он писал: «это очень полезно и удобно, и должна быть в этом городе и королевстве публичная библиотека, где все люди смогут учиться так, как они хотят». Более века спустя Франциско Фабиан-и-Фуэро отдал приказ на строительство помещений, которые в настоящее время и составляют Библиотеку Палафоксиана; пожертвовал свою коллекцию, к которой со временем были добавлены коллекции епископов Мануэля Фернандес-де-Санта-Крус, Франсиско Пабло Васкеса и декана собора Франциско Иригойена, как и тома, поступившие от религиозных школ Пуэблы и от частных лиц. Собрание библиотеки также пополнили книги, изъятые у иезуитов после их изгнания в 1767 году. Библиотека была достроена в 1773 году и состояла из 43-метрового сводчатого зала на втором этаже Коллегии. Было сооружено два уровня книжных полок, и обретено ретабло Мадонны Трапани работы Нино Пизано. К середине XIX века размер собрания потребовал третий уровень книжных полок. Два землетрясения в 1999 году нанесли ущерб зданию и книжным полкам; но библиотека была восстановлена в 2001 году.














Книжное колесо — большая редкость по нашим временам.


Коллегия (на втором этаже которой располагается библиотека), вид с галереи. Внизу — опять-таки поминальный алтарь. Когда мы только пришли, здесь заканчивался концерт.












Примечательны "тонущие в цветах" собаки. Это чисто мексиканская и древняя порода собак, Ксолоитцкуи́нтли (сокращённо - Ксо́ло), являющаяся национальным достоянием. Порода считалась земным представителем бога Ксолотля, от которого её имя и произошло, оно переводится как "пёс бога Ксоло". Задачей ксолоитцкуинтли было сопровождать души мертвых в загробный мир. После испанского покорения Мексики ксолоитцкуинтли стали истребляться как предмет языческого поклонения и исчезли бы совсем, не употребляй их индейцы, по счастливому (как оказалось) совпадению в пищу. В 1954 году американский полковник Норман Пелем Райт предпринял попытку спасти породу, для чего отправился в самый центр Мексики в глухие индейские деревни, где выторговал у индейцев десяток собак. 1 мая 1956 года мексиканская голая собака была официально признана в Мексике. К 1960 году Мексиканской Кинологической Федерацией было зарегистрировано 40 кcоло; сейчас в стране насчитывается несколько тысяч мексиканских голых собак. Дам под кат ещё одну сноску, хорошую статью о ксолоитцкуинтли, курсивом.
ДЛЯ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ПОРОДОЙ

---------------
Родиной Ксолоитцкуинтли является Мексика. Слово «Xoloitzcuintle» имеет древнеиндейские корни и происходит из языка племени Нахуатл (Nahuatl). Что же означает причудливое слово «ксолоитцкуинтли», давшее название породе? Ксолотл (Xolotl) – бог солнца, властелин двойственности, а «итцкуинтли» (Itzcuintle) можно перевести по-разному: во-первых, это собака, во-вторых, это раб или слуга. Таким образом, Ксолоитцкуинтли – это собака или слуга (кому как больше нравится) бога Ксолотла. Самого бога изображали в виде собаки с непропорциональными уродливыми руками и ногами. Существуют различные доказательства присутствия собак в культуре индоамериканских племен. Так, можно точно говорить, что они жили у народов Тлакскалтекас (Tlaxcaltecas), Майя (Mayas), Цапотекас (Zapotecas), Ацтеков (Aztecas). Согласно религии Ацтеков существует рай, куда души мертвых воинов придут после длинного путешествия через страну духов Миктлан (Mitclan). В этом нелегком пути в загробный мир умершего должна была сопровождать собака, она помогала преодолевать различные препятствия, и эта собака была именно Ксолоитцкуинтли. Веря в это, индейцы на похоронах убивали собаку умершего воина стрелой в пасть и хоронили ее рядом с хозяином. Захоронения с останками людей и собак находят на территории Мексики. Находят мумии собак и глиняные фигурки, изображающие собак.

Изучением происхождения голых собак уже много лет занимается мексиканский зоолог доктор Рауль Вала-дес, на основании своих исследований он говорит, что первые доказательства тому, что собаки существовали 7000-8000 лет тому назад, были найдены в поселениях Тлапокойа (Tlapocoya), Тлалтико (Tlaltico) и в Мехико. Это были гладкошерстные собаки. У них были стоящими уши, они были различных окрасов: белые, черные, палевые. Судя по раскопкам, которые проводились в 1980-1982 гг. в городе Туа (Tuha) (в 60 км севернее от Теотиуака-на (Teotihuacan)), после падения империи в 900-1200 г.н.э Теотиуакан, стал главным центром Индоамерики. Именно в этом месте ученые обнаружили много останков собак без шерсти. В 1325г было основано большое поселение Теночтитлан (Tenochtitlan), которое сейчас является городом в Мексике, там существовал так называемый собачий рынок Тлалтелолко (Tlaltelolco), на котором продавалось для различных целей несколько сотен собак еженедельно. Главным образом собаки использовались для ритуальных целей. Но хочется отметить еще одно предназначение Ксолоитцкуинтли. Как известно, в новом свете, до появления там европейцев, не было крупных животных, которых можно было бы потреблять в пищу. Поэтому, как бы это не было с нашей точки зрения кощунственно, индейцы ели своих голых собак. Ксоло имеют завидный аппетит и очень хорошо набирают вес. Мясо Ксолоитцкуинтли считалось деликатесом и, как правило, готовилось для особо значимых церемоний. После прихода европейцев у местных жителей появились привычные для нас домашние жи-вотные: козы, коровы и прочие. Но обычай употреблять собак в пищу не исчез, хотя европейцы и пытались ввести на это запрет.

После прихода испанцев в Мексику в 1519 году стали появляться первые письменные источники, где упоминалось о существовании голых собак. Фрей Бернандино де Саaгун (Fray Bernandino de Sahagun) упоминает о собаках трех типов на территории Мексики:
1) итцкуинтли – собака с шерстью.
2) ксолоитцкуинтли – собака такая же по анатомии как итцкуинтли, но без шерсти.
3) тлалчичи (tlalchichi) (на языке народа Нахуатл это означает «маленькая собака») – маленькие собаки с шерстью.
Собаки были разного окраса, они были черными, белыми, пепельные, палевые, темно каштановые, темно серые, леопардового цвета, так же все эти окрасы могли иметь белые пятна. В документе упоминалось, что: «Собаки, которых называют Ксолоитцкуинтли (Xoloitzcuintle), не имеют шерсти и по ночам их следует укрывать теплым покрывалом».

Судя по этим описаниям, предполагается, что собаки, которых называли в древности Итцкуинтли, являются прародителями современных Ксоло и возможно даже Чихуа-Хуа. Таким образом, первые собаки Американского континента имели шерсть. Вероятно, они пришли с предками индейцев через Берингов Пролив и их корни уходят к шпицеобразным собакам. Позже, уже на территории Мексики произошла мутация, в результате которой появились особи без шерсти. Мутация была благоприятной и успешно закрепилась. В чем же было преимущество голых собак остается только догадываться, но, скорее всего, дело в том, что на голом теле не могли ужиться различные паразиты, донимавшие волосатых собратьев, и животному с прочной толстой кожей было удобно жить в данных условиях. Можно предположить, что причины потери шерсти собаками были сродни причинам появления современных бесшерстых животных, таких как слоны, носороги и бегемоты взамен мамонтов. В любом случае не вызывает сомнения абсолютная жизнеспособность голых собак без какого-либо участия человека в их судьбе. Итак, голые собаки существуют уже, по крайней мере, 3000 лет, а аналогичные по анатомии, образу жизни и характеру собаки с шерстью существуют не менее 8000 лет.

Казалось бы, жизнь Ксолоитцкуинтли с приходом европейцев должна была облегчиться, ведь они привезли с собой скот, и теперь не было необходимости убивать собак для еды. Но завоеватели во что бы то ни стало решили обратить индейцев в христианство. На все традиционные верования был наложен строжайший запрет. И, конечно же, Ксолоитцкуинтли как неотъемлемая часть ритуальных обрядов попали в немилость. Европейцы не смогли оценить достоинства голых собак, они казались им уродливыми, бесполезными животными. Результатом этого стало почти полное исчезновение туземных собак. В 1521г. аборигенные мексиканские собаки оказались на грани исчезновения, четыре столетия ими никто не занимался, отдельные особи сохранились лишь в отдаленных индейских племенах. Во времена колониальной эпохи (1524-1821гг) и вплоть до 19 века практически не находили никаких сведений о существовании Ксолоитцкуинтли, возможно, что большое количество особей было уничтожено во время войн и освоения новых территорий. В 19 веке вновь стали появляться сведения о голых собаках Мексики. И, к счастью, в 30-40-хх гг. 20 века, породу стали возрождать. Одними из первых, кто заинтересовался этими собаками, были некоторые художники и деятели искусства, такие как: художник-живописец Диего Ривера (Diego Rivera) (1886-1957гг), художница Фрида Кало (Frida Kahlo) (1907-1954гг), историк и антрополог Гутьерра Тибон (Guterra Tibon) (1905-1999гг), художник-декоратор Эдуардо Гардунью (Eduardo Garduno), художник Халисиенсе Рауль Ангиано (Jaliciense Raul Angiano) и некоторые другие. Все они были очарованы красотой и грацией этих собак. Многие из них сами являлись владельцами Ксоло. Так, например, у Фриды жило несколько собак, одна из них сука необычайной красоты бронзового окраса, с очаровательным кофейного цвета хохолком на голове. Также огромный вклад внесла в возрождение этой породы проведенная работа полковника Норманна Пель-хама Райта (Norman P. Wrieght), который в 1954 году организовал большую исследовательскую экспедицию в места исторического обитания Ксолоитцкуинтли с целью найти несколько особей, изучить их и, на основе их генетики, воз-родить породу. Эта затея увенчалась успехом, десяток отличных собак был выторгован у индейцев, с них и началась современная история Ксолоитцкуинтли в Мексике.

Позже представители кинологического общества официально внесли эту породу в реестр и выдали родословные, что позволило заняться более плотным разведением. К 1955 году в кинологической ассоциации Мексики было зарегистрировано 60 собак. И уже в 1956 году полковник Райт совместно с художником Раулем Гамбоа (Raul Gamboa) и доктором Мануэлем Уго де ла Роса (Manuel Hugo de la Rosa) разработали и утвердили общепринятый стандарт породы, и 1 мая 1956 года Ксолоитцкуинтли были официально признаны на своей родине. Большие заслуги по разведению Ксолоитцкуинтли принадлежат многим членам Международного Сообщества Кинологов, таким как Оскар Халома (Oscar Jaloma), который в 1990 году стал президентом Клуба Ксолоитцкуинт-ли, его жене Сокорро Ромеро де Халома (Socorro Romero de Jaloma), а также Марии Ривера Уерта (Maria Rivera Huerta) и многим другим. В начале 90-х был организован первый Клуб любителей мексиканских собак, в данный момент он уже не существует, но несколько лет спустя в 1997 г был создан новый Клуб «Мексиканских друзей Ксолоитцкуинтли». В этом же году Долорес Ольмеро (Dolores Olmero) (1908-2002гг) хорошая знакомая художника Диего Ривера совместно орга-низовали выставку, посвященную истории Мексики, где было рассказано и показано много интересны фактов о Ксоло, были выставлены найденные при раскопках статуэтки, предметы утвари с изображением этих собак.

Сейчас эта удивительная порода является национальным достоянием Мексики и бережно охраняется. Чис-ленность Ксолоитцкуинтли во всем мире невелика, всего несколько тысяч особей, основная масса, конечно же, нахо-дится в Мексике. Энтузиасты породы до сих пор ищут Ксоло в отдаленных индейских деревнях, выкупают их у мест-ных жителей и включают в программу разведения. В России Ксолоитцкуинтли появились сравнительно недавно, но порода уже нашла своих поклонников. Первые Ксоло были завезены с Кубы в 80-х годах прошлого столетия. Это было достаточное количество особей для ведения племенной работы. Далее с Кубы собаки ввозились еще неоднократно. Главным образом это были миниатюрные и средние Ксоло, от них и берут начало все российские собаки этих размеров. В 1999 году в Россию были впервые завезены две стандартные собаки из Мексики. Следующие собаки с мексиканскими кровями были привезены лишь 2006 году и импорт мексиканских кровей продолжается.

(с) Юлия Карякина
---------------





Встреченные нами позже щенки этой породы.

Гуляем дальше.








Последняя осмотренная нами достопримечательность — Капелла Росарио в доминиканской церкви. В 1571 году монахи ордена Доминиканцев основали в Пуэбле монастырь, строительство которого было завершено в 1659 году. Позже при нём появилась капелла. Неприглядная снаружи, шедевр эпохи Барокко в плане красоты и пышности внутреннего убранства — внутри. Резьба и лепнина, щедрость позолоты, свет, объём, пространство!


Впоследствии я много раз жалел, что не фотографировал на полноценную камеру это великолепие.








Святая Дева Росарио.

Что ещё можно сказать. Представилась возможность похвастать отелем (одним из тех, в которых останавливались). Отель уютный, посвящён музыке и именитым композиторам. Каждая комната — кому-то одному. Входишь и тебя встречает классическая композиция из стилизованного под патефон плеера. Увы, своего композитора я не знаю, но может вы поможете его опознать?




Вид с крыши отеля (на неё можно было попасть и с неё я запускал поутру дрона).


Ну вот и всё о Эройка-Пуэ́бла-де-Сараго́са. Уезжаем.

Комментарии:
23-08-2023 12:19
Камрад
Композитор на Шопена смахивает, но может и Лист какой-нить...
Красиво, конечно...
нервный почвенник
nut
Нет, не он. Какая-то совсем неизвестная (мне) фамилия, может и не европеец, а из Нового Света.
23-08-2023 14:41
непринцесса
водоем очень впечатлил!!!! отражение магическое
спасибо за фоты и интересные факты
нервный почвенник
Svetkin
Да в целом, не за что.
Закрыть