Здравствуйте, дорогие камрады!
Что-то я со своими экзаменом да дипломом совсем дневник закинула
А это есть нехорошо. Будем пытаться исправляться... Тем более столько увидено и пройдено, чего бы хотелось вам рассказать...
Начну, наверное, по порядку.
Еще аж в начале марта (ого, сколько времени прошло...), в первое бесплатное для некоторых музеев воскресенье, собрались мы в Версаль, ибо вычитали, что там тоже бесплатно. Нет, не в сады - на них с Большим и Малым Трианоном тоже целый день нужен, ну и на сам дворец - тоже день. Это чтобы хорошо все осмотреть
Вот и решили мы, что знаменитые версальские сады подождут хорошей погоды, а пока мы во дворец съездим. Сказано - сделано. Собрались с утречка и поехали. Погода была, как это говорится, с переменной облачностью, но это не мешало нашему хорошему настроению
Сначала о смешном. Вышли мы со станции и видим - такое внушительное симпатичное здание стоит, судя по макушкам флигелей - века этак 17-18. Ну и решили мы, что это уже Версаль. Идем, ищем вход, смотрим - куча людей дальше идет. Ну, раз миллион мух не может ошибаться, мы решили посмотреть - куда ж это они топают. И увидели сам Версаль - огромнейший дворцовый комплекс
Вопрос тут же отпал - здание оказалось здешней мэрией, а мы молодцевато погарцевали дальше
Знаете, когда приближаешься к Версалю - очень долго кажется, что перед тобой картинка - акварелью на картоне
Потому что весь комплекс смотрится лубочным, сделанным из песка, замком
Этот цвет и отделка золотом и кое-где цветным мрамором создает ощущение сказки и очень поднимает настроение. Войдя во внутренний мраморный дворик, очень хочется напыжиться, срочно взять в руку палку вместо трости, и громко произнести: "Государство - это я, господа"
Но, пожалуй, Людовик такого бы не простил
С другой стороны, радость чуть-чуть поутихла, когда мы увидели перед собой часовую очередь за билетами. Возник закономерный вопрос: если воскресенье бесплатное, то зачем столько людей в очереди. При полученном ответе взгрустнулось - оказалось, что бесплатны только покои дофина и дофины (так и хочется написать - дофинки
) В общем, все самое интересное - платно. Ну, раз уж приехали, решили сходить везде. Хорошо еще, очередь двигалась быстро, и минут через 40 мы уже входили во дворец
Ну, хотя я думаю, что все уже все знают про историю Версаля, все же немножко затрону эту тему
Ибо первый камень был заложен вовсе не Людовиком XIV, а еще при Людовике XIII. Это был небольшой охотничий павильон с прилегающим садом. Но, конечно, возникновением полноценного дворцового комплекса Версаль обязан Королю-Солнцу
В Париже в это время - куча волнений от голода и холода, болезней от сточных канав, Лувр не является панацеей от всех бед Парижа, и тут такая возможность - немного в отдалении от столицы построить дворец-мечту и окружить себя только придворными, чтоб не видеть нищеты. Власть монарха должна быть абсолютной, он должен доминировать над всеми, сам решать: кого награждать, а кого наказывать, и, естественно, резиденция должна соответствовать славе и доблести короля! Поэтому Версаль просто обязан был стать самой роскошной и величественной резиденцией королей в Европе. Так решилась судьба охотничьего домика. Король приглашает самых лучших мастеров своего дела того времени: архитекторов Лево и Д'Обрэ, художника по интерьерам Лебрена и, конечно, знаменитого Ленотра, чьему гению мы обязаны теперь знаменитыми версальскими садами и системой фонтанов.
Сначала к внутренним зданиям павильона добавили три крыла в стиле барокко, но они не могли вместить всю пеструю знать, которая претендовала на близость к королю. Поэтому строительство все расширялось. Даже когда король полностью переехал со всей администрацией в Версаль, строительство далеко не было закончено. Теперь над расширением дворца работал уже другой архитектор - Ардуэн-Мансар, но все постройки замечательно вписываются в комплекс. В общем, в виде заключения, приведу одну цифру - Версаль строился 50 лет. Это очень много, и очень мало одновременно. Учитывая все затраченные средства, труд великих мастеров - это был короткий период. Но вначале-то планировалось максимум 10 лет перестройки. Зато теперь мы можем наслаждаться потрясающим ансамблем дворцовых покоев, боскетами и садами с красивыми фонтанами и бассейнами, и Трианонами - малым и большим.
Зато внутри... сразу понятно, что во Франции отгремела революция, и что здесь не раз паркет и мозаичный пол топтался обычным башмаком бедноты. То, что наверху - росписи потолков, золотая лепнина - все осталось и очень красиво, а вот все, до чего может дотянуться рука человека - ничего этого почти уже и нет. Явно постарался простой люд себе утащить все благолепие. Конечно, это не везде, есть целые сохранившиеся роскошные аппартаменты и анфилады комнат, но слишком большое пространство окрашено простой белой краской и уже не являет собой такого великолепия. Как-то понимаешь, что здесь гремели балы и решались судьбы стран, но все это уже кануло в прошлое. И от этого немного грустно.
Зато впечатляет Тронный зал, с его огромными канделябрами и светлыми гобеленами, с видом на фонтан Латоны. Тут принимались дипломаты, решались важнейшие вопросы жизни страны. Но если вы подумаете, что это главный зал, то вы ошибетесь! Ибо иностранных монархов король принимал в Галерее зеркал. Там же объявлялись войны и мир. Роскошнее ее в то время не существовало. Представьте себе золотые потолки с фресками и лепниной, стены же с одной стороны - это просто ряд огромных окон, с другой стена покрыта огромными зеркалами, между которыми в мраморных нишах стоят статуи греческих богов. Зеркала отражают свет окон, и зал кажется просто огромным. Золотые канделябры с хрустальными подвесками через каждые 3 метра только добавляют величия зала. Прямо представляешь себе, как тут проходили принцы и монархи, раскланивались придворные, шептались фрейлины по углам. Это второй этаж дворца - поэтому еще и прекрасный вид на бассейны садов. Про салоны этой Галереи - не расскажешь - их просто надо видеть.
За Галереей зеркал - Большие аппартаменты короля и королевы. У короля - семь покоев (комнатами эти аппартаменты точно не назовешь
), выходящие на северные сады, которые видны через окна на всю длину стены - к тому времени это ого какая новинка была! Но вообще эти аппартаменты должны были использоваться как парадные - для официальной жизни короля. Поэтому именно они украшены с наибольшей роскошью и помпезностью. Мраморные стены, паркетные полы, золотая лепнина, фрески Веронезе и других прославленных мастеров - все должно было оглушать и ослеплять приходящих. Мне особенно понравился салон Венеры - знаете, чем-то напоминает смесь Малахитовой и Золотой гостиных в Эрмитаже, только вместо зеленых колонн представьте мраморно-коричневые в светлых разводах - и везде золото, золото, золото. В салоне Аполлона - портрет Аполлона в полный рост - ну а кто его представляет, вы уже догадались - конечно, Людовик (он всегда ассоциировал себя с богом солнца и искусств) А вот спальня так и не использовалась по назначению
Кровать королевскую на зиму вообще убирали - чтобы было место для игровых столов
В общем, казино устроили из парадной спальни. На самом деле король фактически жил в своих Малых аппартаментах. Там и спальня, и рядом Зал совета с овальным столом посередине
А библиотека выделяется своей роскошью.
У королевы аппартаменты не менее шикарные, но в других тонах. Бордовый и золотой сменяется пастельными тонами: бежевым, бледно-зеленым, розовым. Хотя и золотой отделки тоже хватает
Вообще, для королевы более всего важна была спальня - в ней королева проводила почти все свое время: и спала, и аудиенции давала там же. Да, и роды на публике (ибо важное дело - рождение наследника
) тоже тут проходили. Поэтому спальня разделена как бы на две части: как таковая спальня с перегородкой по пояс перед ней, и "приемная" с креслами и письменным бюро. Мне показалось, что в покоях королевы легче дышится. Хотя, возможно, это из-за светлых цветов отделки стен
Отдельно от этого всего еще есть и зал коронования! Луи-Филипп, потомок Наполеона, решил превратить Версаль в музей, рассказывающий в своих полотнах историю Франции - поэтому здесь много картин наполеоновских времен, из которых выделяется коронование Наполеона. Потом в этой гостиной проходили все королевские свадьбы и заседания Парламента.
Отдельно еще мы посмотрели внутренние кабинеты Марии-Антуанетты, которые она полностью переделывала под себя - ну, вкус у королевы, конечно, был. И какой! Вся мебель просто идеально подходит под пропорции залов и кабинетов
А на первом этаже - аппартаменты дофина и дофины - то бишь наследников престола. Все, возможно, не так вычурно и роскошно, но мне очень понравилось. Библиотека, охотничий салон, спальня, приемные покои - все дышит спокойствием и вкусом.
А часовня - отдельная песня - там действительно можно думать только о духовном
Еще там была временная выставка серебра - свезли со многих замков мира. Очень красиво, жаль, фотографировать нельзя было. Но представьте себе, как будто вы на испанском галеоне, который вывозит статуэтки, подсвечники и всякие другие милые вещицы, от ацтеков, только не из золота, а из серебра. Хотя больше было массивных столов и даже серебряных тронов! Тонны, тонны серебра. Но красиво.
В целом, очень понравилось, хотя ожидали большей роскоши - это не Эрмитаж, но при этом чувствуется величественность, и что здесь творилась история, и развивалась культура. Так что всем реверанс
Кто хочет посмотреть фотографии с дворца - милости прошу -
кликать сюда.
И вот несколько фотографий для затравки...