Здесь я писала про запрет "не будь значимым", эгоизм и значимость. Сегодня хочу поговорить про "не принадлежи". Этот запрет лишает человека возможности быть частью общества.
Что такое общество для человека? В первобытных племенах одинокая человеческая особь выжить не могла. Люди охотились всем племенем, защищались всем племенем, делили работу так, что все племя было вовлечено. Изгнание из племени было не просто отвержением, а, фактически, приговором к смерти.
Тем не менее, племя чаще всего находило, чем может тот или иной человек быть ему полезным. Старый и немощный? Зато может обучить молодых премудростям охоты. Хилый и больной? Пускай не охотится, а собирает бананы с самых высоких пальм.
Человек понимал, что он принадлежит к племени, если с ним общались, делили еду и работу. Он понимал, что он нужен племени, и чувствовал спокойствие: "меня не выкинут в джунгли умирать". Конечно, охота или война между племенами тоже опасные занятия, и есть немалая вероятность умереть. Но шанс выжить одному в джунглях равнялся одному из ста, что, согласитесь, намного меньше, чем шанс выжить в толпе дикарей, загоняющих мамонта.
А из племени изгоняли обычно совсем ненужных и неприспособленных. Или же тех, кто нес разрушение и беды.
Общество изменилось, условия жизни стали другими. Теперь человек, используя достижения человечества, может прожить в одиночестве продолжительное время. Но неизменным остался инстинктивный страх остаться одному.
Это не экзистенциальное одиночество, когда понимаешь, что в глубине своих переживаний, эмоций и чувств ты всегда будешь один, независимо от того, кто есть рядом и насколько близко. Это смесь из разных страхов: оказаться ненужным или бесполезным, остаться одному, выпасть из жизни. На мой взгляд, это ближе к страху смерти.
Инстинкт нам говорит: если племя покинет тебя, ты умрешь. Связь однозначная и жесткая. Поэтому мы стремимся быть полезными (интересными, нужными, желательно - незаменимыми).
Люди, у которых был опыт отвержения обществом, где-то в глубине души так и продолжают считать себя отверженными. Возможно, общество, окружающее их, уже давно не то, которое их отвергло. Но внутри этих людей все еще живет приговор "не принадлежи".
Этот приговор - ядро кометы, а хвостом тянутся всякие ярлыки и оценки, к примеру "ты недостаточно хорош, чтоб быть с нами", "ты бесполезен", "ты не нужен", "ты обуза", "ты грязен", "ты хуже нас", и тп.
И вот живет человек с такой идеей внутри себя, не в силах ее выкинуть. А что происходит дальше?
Дальше он входит в новое общество. Которое, в принципе, не против его принять. Но сначала нужно присмотреться. Найти ему подходящее место. Познакомиться, в конце концов. И пока общество к нему присматривается, что-то внутри него кричит: "Я недостойный! Они меня не примут! Я хуже них! Я им не нужен! Я же бесполезен - мне это говорили и другие! Я не хочу сталкиваться с отвержением еще раз!"
Ну конечно, он не хочет сталкиваться с отвержением. Ведь отвержение - это, фактически, приказ умереть, который никак нельзя нарушить.
И, соответственно, чтоб не быть отвергнутым еще раз, он изолируется. Отходит, молчит, не знакомится, не демонстрирует свои сильные стороны. А как общество поймет, что они у него есть? Общество же не телепат. Общество и делает вывод, что он бесполезен. В лучшем случае. А то что молчит и не высовывается - так вообще, может больной какой-то? И вообще, общество легко переключается на других, более активных, если они есть в поле зрения.
В итоге человек с опытом отвержения делает вывод, что и это общество его отвергло. Хотя на самом деле оно не отвергало - оно просто не смогло его вовлечь в себя. Тем самым он подтвердил свой сценарий, то есть, идею о том, что он бесполезен и будет отвергаться любым обществом.
Конечно, общество меньше нуждается в отдельном человеке, нежели человек - в обществе. Один человек дает обществу гораздо меньше, чем общество человеку. Да и незаменимых людей с точки зрения общества почти нет. Поэтому общество всегда будет прилагать меньше усилий, для того, чтоб получить одного человека, чем человек, который хочет войти в общество.
А вообще, тащить свои хвосты из одной части жизни в другую не стоит.
Сказка о драгоценом камне
[Print]