СПОЙЛЕРЫ: в фильме есть свихнувшийся андроид, в конце все умрут, Брюс Уиллис - призрак, а Лору Палмер убил её отец.
А теперь, когда самое страшное позади, расскажу о фильме, как он есть.
В нём плохо практически всё. И практически всё в нём хуже, чем в "Прометее".
Фильм плох отсутствием жанровой целостности. В нём, как и в "Прометее", продолжаются попытки скрестить ужа с ежом. Тут и притча о Создателях, Творениях и Смысле Жизни, тут и психологическая драма об андроидах, тут и классический космический ужастик про ксеноморфов. В некоторых случаях жанровая солянка не мешает, а даже помогает созданию хорошего фильма, но не здесь. Сильно было заметно, что режиссеру наиболее интересна история андроидов, тут и хоть сколько-то любопытные их характеры, актерская игра Фассбендера, много символизма, подавляющая доля экранного времени, а также движущая сила сюжета, завязки и финала - всё здесь. Триллерная часть подана откровенно на отъебись, для галочки. Но если именно это было интересно Ридли Скотту - ему надо было снимать "Бегущего по лезвию 2". Тема как раз точно для того фильма. И что, если создание посчитает себя совершенней создателя, и могут ли роботы любить, и снятся ли андроидам электроовцы. Облекать это в фильм под названием "Alien" - это очень гнусно. Хотя бы в этом плане "Прометей" был честней.
Фильм плох всеми персонажами-людьми, и, следовательно, всей триллерной составляющей. По беспросветной, наимаховейшей тупости местный военный(!) экипаж (судя по умению обращаться с оружием - какая-то военная подготовка у них была) безнадежно сливает не только шахтерам из первого "Чужого", но и гражданским ученым из "Прометея". Про то, что тут все не то что беспечно открывают шлемы, а и вовсе ходят без скафандров по незнакомой планете, вы, наверное, уже слышали. Этот малюсенький пример просто, чтобы иметь представление, какие старина Ридли сделал выводы после критики "Прометея". В фильме много сцен, которые по праву должны войти в золотой фонд лучших комедий.
Ну например. Заброшенный каменный город на чужой планете, враждебные формы жизни вокруг. Небольшой отряд, понёсший от стычек с ними потери, укрылся в центральном зале огромного сооружения типа храма. Одна из отряда собирается отлучится куда-то в другое помещение одна - "Мне нужно привести себя в порядок" (оказалось - тупо умыться). Её нет уже довольно долго (и зритель уже знает, что ей отгрыз голову Чужой). И.о. капитана - "Что-то её долго нет, пойду посмотрю, что с ней". Уходит один. Погибает. Ещё двое - "Что-то долго нет капитана. Пойдём посмотрим, что с ним." Уходят, и также нарываются на Чужого, один гибнет, другой покалечен. Гл. героиня фильма - "Что-то их всех давно нет. Пойду погляжу, что с ними". ЛЕММИНГИ, блядь. Я не знаю, что тут уместней - врубить всё это на двойной скорости под музыку из Бенни Хилла, или взять на одну из ролей Лесли Нильсена, который, как известно, мастер заходить куда-то по 10 раз, просто чтобы пожелать вам удачи и напомнить, что мы все рассчитываем на вас?
Или. На спускаемый челнок, находящийся на планете, пробирается ксеноморф. Женщина-пилот, оставшаяся на борту единственной живой из экипажа, берет винтовку, врывается в медотсек с намерением расстрелять тварь, но поскальзывается и... выпускает всю очередь в потолок, попадая в какие-то коммуникации. Всё в дыму, сирена, Чужой в шоке. Винтовку она, слава небу, при этом потеряла. Но тут же бежит по челноку за другой винтовкой. Чужой за ней - "Стой, дура!" Но она начинает палить куда угодно, только лишь не попадая в Чужого. Коммуникации, грузы, переборки, оборудование... Чужой в отчаянной попытке пытается заслонить корабль своим телом, но дура всё равно стреляет точно в топливные баки и взрывает челнок к чёртовой матери.
Или. И.о. капитана идёт за андроидом, который, как он подозревает, в своих безумных экспериментах убил всё местное население планеты и даже некоторых людей. Пытается разговорами вывести его на признание. Тот подводит его к своему последнему биологическому эксперименту - тем самым каноническим яйцам Чужих и говорит нашему "Шерлоку Холмсу" - "Загляни туда, тебе понравится. Это безопасно." Капитан заглядывает. Фейсхаггер, не в силах сдержаться от такой беспросветной тупости, делает фейспалм, а так как своего лица у него нет, ему приходится воспользоваться лицом капитана.
Уфф... Там такого море, просто море. Очередное дно пробивается с каждой новой минутой фильма, подозрения о том, что режиссер свихнулся, переходят в подозрения о том, что режиссер издевается, и обратно. Персонажи при этом максимально неинтересные, плоские, незапоминающиеся. Стоит ли упоминать о таких мелочах, как странные аварийные процедуры, технические, физические ляпы? Нет, это всё мелочи. Когда нет самого главного - персонажей, драматургии и сопереживания, остальное вторично.
А ещё этот фильм плох как притча. Я слышал такое мнение, что да, режиссеру было неинтересно снимать ужастик, он это сделал чисто из маркетинговых соображений, а главное тут - это история андроидов, вот ей и наслаждайтесь. Не согласен. Да, тут много отсылок, цитат, тут и флейта Гамлета, и поцелуй Иуды, и стихи Шелли, но я не считаю, что если напичкать ими фильм, то от этого он становится сильно интеллектуальней. История Роя, когда тот в "Бегущем по лезвию" после отчаянных попыток продлить собственную совершенную жизнь спасает жизнь такого несовершенного человечишки, во сто крат сильнее местной скучной истории о тупом маньяке, проводящем эксперименты ради экспериментов и на весь фильм застывшем в одной и той же идее. Так что и здесь любителям тематики ИИ ловить нечего. Из последних фильмов - в картинах "She" (Она) и "Ex Machina" (Из машины) тема раскрыта куда ярче.
Есть ли в этом фильме что-то хорошее? Ну как обычно Ридли Скотт - мастер визуальной части. Такой сдержанной и стильной, как мне нравится, без фэнтезийной цветастости. С великолепной игрой света и тени, машинерией, пейзажами. Виды планеты, утопающей в зелени и вместе с тем мёртвой, могли бы создавать отличную атмосферу. Виды корабля на низкой орбите прекрасны просто абсолютно, хоть сейчас на рабочий стол. Но это всё отнюдь не делает погоды. Потому что во время всех этих кадров вы всё ещё будете биться в мысленных конвульсиях по поводу происходящего, и пропустите всю красоту. Это не фильмы Марвел, где есть строго схематичная вселенная, схематичные действия героев-архетипов, и когда начинается ЗРЕЛИЩЕ, ты забываешь про всё и наслаждаешься полётом. Да и даже там нет такой идиотии. Здесь же сам режиссёр попытался задать нужный настрой, ещё самой первой сценой, чтобы зрители не подумали, что это лёгкий боевичок, ну и сам же мастерски похоронил своё творение. Так что весь вижуал мимо. Когда в трагедии персонажи постоянно поскальзываются на банановой кожуре, глупо ставить фильму в плюс, что звук поскальзывания записан очень чисто и звонко.
Да, о звуке - тут есть та самая музыка из фильма 79-го года. В другой ситуации я бы порадовался (как в игре Alien: Isolation), но здесь это выглядит особенно нечестным приёмом. Только раздражает.
Итог - не думал, что скажу это, но
"Живое" как космический триллер - лучше. Он серенький и предсказуемый, но там более вменяемые персонажи, более цельный сюжет, и тоже местами довольно красивые съёмки.
В общем, уходи Ридли, ты пьян. Оставь ксеноморфов в покое.
Удивительное рядом
[Print]
Тарантул