То наг,
То безумен,
То ученый,
То глупец, –
Такими являются они в мир,
Свободные люди.
Из сборника индийской поэзии.
Давай, дорогой дневник, договоримся о первом аксиоматическом утверждении: нельзя познать себя. Это ложное утверждение, логический парадокс, попросту говоря – дерьмо собачье. Если объектом познания выступает само сознание, что или кто является его субъектом? То же самое сознание? Чушь. Принцип беспристрастности и объективности летит к черту сходу же, и тот, кто склонен к иллюзиям, неизбежно попадает в дебри искусного самообмана, а тот, кто предпочитает разоблачения и прочие безжалостные решения, сталкивается с пустотой и чернейшей тоской. Это все равно, что смотреть на белый лист бумаги, ожидая увидеть некий скрытый смысл. Но никакого скрытого смысла, само собой, там просто нет, кроме того, который формирует само ожидание скрытого смысла. Такая субъективность лишает познание главной прелести – удивления. И познающий направляется по ложному пути. И не направляется даже, а занимает табурет в метафорическом баре, где наливают только два напитка – пунш «Народы мира, расслабьтесь» и дайкири «Судный день». И не успевает заметить, как наливается ими по самые глаза, углубляясь не в самого себя, как думает, а в иллюзорные построения собственного сознания.
Будь позитивен или глотай таблетки от депрессии!
Все это несет в себе не больше смысла, чем предсказание погоды в Сахаре, поскольку и самообман, и отчаяние, став объектом познания, всего лишь ложь, игра разума, диктуемая прихотью, настроением и алкоголем. Это и сеть бесконечные колеса перерождений, которые наматывают на себя душу, сделав человека частью цикла, в котором он обречен вечно начинать новую жизнь, вечно умирать и вечно воскресать, в зависимости от того, какой коктейль пьет сегодня.
Гуру определенного толка скажут, что выход есть. Но курсы самосовершенствования, предлагаемые ими в качестве панацеи, это борьба с ветряными мельницами. И любая попытка стать совершенным (ха!) в несовершенном мире, заранее обречена на конфликт, на непрекращающуюся битву между внутренним и внешним миром. Потому что внешний мир, огромен, прекрасен и жесток. Он создает законы, желания, стимулы, соблазны и тысячи вещей и ему, в общем-то, плевать. Человек вынужден поглощать их пригоршнями, чтобы остаться наверху, но не желает мириться с условностями, ограничениями и последствиями. Противоречие? Обязательно. Непременно. Но при этом самосовершенствование, как акт самопознания, выглядит дешевым способом отхватить лучшие куски, а не попыткой выйти во вне привычных рамок.
Гуру другого рода станут вспоминать о том, что «самосовершенствование – это мастурбация, вот саморазрушение..» Но и это очередная маленькая ложь. Потому что разрушать-то нечего. Бессмысленно разрушать воздушные замки, пригнав экскаваторы и заложив в основание динамит, потому что это замки – реальны, а экскаваторы и динамит – нет. И можно тысячу раз жать на спусковой крючок и умирать смертями, которые не снились героям-пионерам в фашистских застенках, но все это еще один опиумный кошмар, и ты все также сидишь в том же баре, а замки стоят на холмах, до которых ты даже не начал идти.
И самосовершенствование, и саморазрушение обманчивы тем, что делают человека, центром «собственной» вселенной, которая съеживается до размеров его головы и того, что вы ней. Дальше наступает конец. Конец времени и пространства. В результате этих заигрываний с собственным «я», человек начинает видеть только то, что ожидает увидеть и утрачивает способность удивляться, тому, что находится за «его» пределами. Удивление – это свобода, но мало кто знает об этом, поэтому вокруг так много напыщенных болванов, калек и самоубийц.
..Идея нас вместит
И даст названье новой пустоте и тьме,
А если ты не часть ее, ты - вещь в себе..
Current music: Крыс – Сусанин
Current mood: ..сорвите с меня злую маску из кожи, сдерите мой модный цинизм, // давитесь же запахом стружек, дивитесь, как нас обстрогала жизнь..
Не знаю, как там всех обычн...
[Print]
Вишневая