Как и американцы, строившие гигантский "Сатурн-5", мы строили гигантскую Н-1 (слева и в центре). Её высота 100 м.
Проект пробивал себе дорогу в горячем споре двух конструкторских бюро - Королёва, чьим детищем и была Н-1, и Челомея, который на базе УР-500 (ныне известном как "Протон") предложил проект УР-700 (на фото справа), который был в состоянии обеспечить доставку на лунную орбиту комплекса, способного высадить спускаемый аппарат и вернуть на Землю человека обратно. Многие специалисты как тогда, так и сейчас считают, что проект Челомея был лучше практически во всём, и пробивание своего проекта (знаменитое королёвское упрямство!) стало, возможно, самой значительной ошибкой Королёва, что с технологической стороны (а была и другая сторона) привело к провалу лунной пилотируемой программы. УР-700 же так и осталась лишь в проекте.
Мы не смогли сделать такой мощный двигатель, как американский F-1. На первой ступени Н-1 стояло аж ТРИДЦАТЬ двигателей НК-33 (справа на снимке). Тридцать, Карл! На второй ступени - 8 НК-43 с огромными камерами сгорания (слева; масштаб, думаю, виден).
Всё это, конечно, впечатляет, но всё это непрерывно ломалось, конструкция с огромным числом двигателей была переусложнена, и все 4 тестовых пуска Н-1 были неудачными, после чего проект, на который были выкинуты десятки миллиардов рублей, был закрыт, уже после смерти Королёва и отстранения его преемника Мишина (чей вклад в провалы также велик).
При всей своей глобальности по выводимой полезной нагрузке Н-1 сильно уступала "Сатурну-5", так что спускаемый лунный модуль был значительно меньше американского.
Он был рассчитан только на одного космонавта, что означало куда больший риск.
А вот лунный скафандр "Кречет", впервые в истории отечественной космонавтики жесткого типа (без оболочки он выглядит как средневековая кираса, да ещё с жёстко прикрепленным шлемом!) был разработан достаточно хороший, и на его основе потом был сделан "Орлан", который до сих пор используется нашими космонавтами для выхода в открытый космос. (На снимке - именно "Кречет")
Но скафандр - скорее исключение. В целом практически ни одна часть проекта не была доведена до ума ("Союзы" - итог другого лунного проекта, не связанного с высадкой на Луну, так что про это потом), так как прежде всего не было надежно летающего базиса - ракеты-носителя Н-1. О каком тут риске одиночной высадки можно было рассуждать!
Словом, это была одна из самых грустных страниц истории нашей космонавтики, и закончилось всё достаточно предсказуемо.
Stay tuned.
Удивительное рядом
[Print]
Тарантул